Наверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Модули Joomla для своего сайта я взял здесь, а шаблон нашел вот тут
!

Веселинка

МБДОУ центр развития ребенка - "Детский сад №167"

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА!

Версия для слабовидящих

Версия для слабовидящих
Внимание
  • Отсутствие права доступа - Файл '/templates/vashveresk/images/0.gif'
 

 

Группа «Родничок»

 

Материалы педагогического совещания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Гендерный подход

 к организации игровой деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

 

воспитатель Л.А. Лаас

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул, 2014

 

 

 

 

 

 

 

В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно - ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников.

 

Ни для кого не секрет, что система дошкольного образования остается фактически «бесполой». Это бытовая “совместность” мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня не учитывающий  разные нормы подвижности у мальчиков и девочек, «общая» предметно -  игровая среда. Содержательно и по стилю система воспитания феминизирована, что относится как к педагогическим кадрам, так и к  семейной феминизации.  50% детей живут в семьях, где нет отцов, что особенно неприемлемо для мальчиков. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8 - 12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.

 

Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуализации образования. Он решает важную проблему не только индивидуального развития, но и гендерной идентификации и самореализации личности. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

 

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь, это связано с тем, что в программно - методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитывались гендерные особенности детей. В результате воспитание и образование ориентировалось прежде всего на обще возрастные и психологические особенности дошкольников, а не на гендерные особенности мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:

 

− в физическом развитии и социальном поведении;

 

− в интеллектуальных и визуально - пространственных способностях и уровне достижений;

 

− в проявлении агрессии и многом другом.

 

Дошкольное детство - это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

 

Гендерное воспитание заключается в  формировании у подрастающего поколения полоролевой культуры, которая проявляется в умении действовать, вступать в общение с учётом гендерной идентичности. Этот процесс необходимо начинать с раннего возраста, учитывая различия в психике мальчиков и девочек. Анализ практики обнаруживает противоречия:  с одной стороны, педагоги  понимают необходимость учёта в педагогическом процессе поло - ролевых особенностей мальчиков и девочек, но с другой стороны, они не располагают эффективными технологиями осуществления гендерного подхода по их  воспитанию.

 

По данным Т. М. Титаренко, мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Так, у девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, более развита мелкая моторика. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук. Девочки раньше начинают читать, пользуются сложными грамматическими конструкциями, их речь предметно-оценочная. У мальчиков превалирует абстрактное, внесловесное, отвлечённое мышление, при решении арифметических задач присутствует логика. Девочек интересует человек и окружающая его среда: одежда, утварь, предметы домашнего обихода. Они любят играть с куклой, проявлять заботу. Предпочитают порядок в вещах. Мальчикам интересны средства передвижения: самолёты, поезда, теплоходы, машины. Они любят путешествовать, изобретать, конструировать. Мальчики стремятся разработать механизм, узнать его устройство, увидеть фактическую сторону дела.

 

Под влиянием взрослых формируются и развиваются два типа человека с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких как речь, эмоции, мышление. Следует помнить главное: мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по-разному.

 

Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учётом их гендерных особенностей. В колыбельных песнях, пестушках, потешках присутствует обращение не просто к маленькому ребёнку, а к девочкам и мальчикам. С их помощью ребёнок получает первые представления о назначении мужчины и женщины, об их семейных ролях, учится понимать особенности мужской и женской души, получая нравственные наставления.

 

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. Рассмотрим на конкретных видах игр суть гендерного подхода к их организации.

 

1. Дидактические игры.

 

Они доступны детям с младшего возраста. Например, игра «Кто что носит». Детям предлагают рассмотреть следующие картинки (на наборное полотно выставляются картинки с изображением мужской и женской одежды). Нужно распределить предметы одежды: там, где нарисована девочка – предметы женской одежды, а там, где мальчик – предметы мужской одежды.

 

Или, например, словесная игра «Кто что делает» (о мужских и женских обязанностях в семье). Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет «мама», ребёнок должен назвать слова-действия, относящиеся к обязанностям мамы и т.д. Таких игр много: «Наши причёски», «Кем я буду и каким», «Найди правильно», «Наша семья», «Кому что нужно для работы», «Настроение», «Волшебный цветок», «Как я дома помогаю», «Кто я в семье», «Пожелания», «Благородные поступки» и другие.

 

2. Игры-занятия с куклами.

 

«Накормим куклу Машу», «Оденем куклу Машу на прогулку», «Куклы ждут гостей», « Куклы заболели». Этот вид игр присутствует в младшем возрасте.

 

3. Имитационные игры.

 

Детям предлагается исполнить роль того или иного персонажа, показать жестами, мимикой эмоциональное состояние героя: «Рассердившаяся девочка», «Испуганный мальчик», «Ласковая девочка», «Любящая мама», «Весёлый папа», «Обиженная дочка», «Уставшая бабушка», «Злобный мальчик» и т. д. Можно использовать при этом кубик (показ кубика с изображением лиц с разной мимикой) .

 

4. Подвижные игры.

 

Полоролевые действия прослеживаются ярче в народных играх. Это: «В хороводе были мы», «А мы просо сеяли», «Цепи-кованы», и др. Есть и современные игры: «Надень и попляши», «Найди пару», «Море», «Утки и утята» и др. Я предлагаю вам поиграть в игру «Цветы и пчёлки». Распределяемся на две команды – девочек и мальчиков. Девочки – пчёлки, а мальчики – цветы. Все разбегаются по залу. По сигналу нужно выполнить свои роли: девочки грациозно двигаются, машут крылышками, качают головками, подражая жужжанию пчёл. Мальчики изображают цветы: встают на одно колено, расправляя руки, как лепестки. По второму сигналу меняются ролями. Мальчики становятся шмелями: машут руками, словно крыльями, жужжат, словно большие шмели, а девочки изображают красивые цветы.

 

5. Игры-состязания.

 

v «Кто больше скажет красивых слов о маме, папе».

 

v «Кто больше назовёт имён мальчиков (девочек) ».

 

v «Кто больше назовёт мужских и женских (маминых и папиных) вещей».

 

v «Кто найдёт больше сходства: в цветке – женщине; в мужчине – льве». (поиграть)

 

v «Напиши словесный портрет девочки (мальчика) ».

 

v «Кто больше вспомнит сказок с добрыми, заботливыми, трудолюбивыми и сильными героинями и сильными, выносливыми, отважными, находчивыми героями» ит. д.

 

6. Символические игры.

 

«Предмет – мужчина, предмет – женщина»(педагог предлагает рассмотреть предмет (кувшин, лампа, подушка, карандаш и др) и представить, каким бы он был, если бы был человеком: мужчиной или женщиной. Другие игры:

 

v «Кто живёт в твоём сердце».

 

v «Рассказ музыки».

 

v «Мой любимый герой».

 

v «Сбор чемодана».

 

Основная роль в гендерной социализации дошкольников принадлежит сюжетно-ролевой игре.

 

В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей – мужчин и женщин. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определённую роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем. В игре дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружественную атмосферу.

 

В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение, коммуникативность, стремление к самореализации, самовыражению. Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу.

 

Таких игр много и вам они знакомы: «Дочки-матери», «У нас в гостях», «Идём в кукольный театр», «Ожидаем гостей», «Дети заболели», «В семье именины», «Детский сад», «Салон красоты», «Супермаркет», «Ателье», «Скорая помощь». Это игры, которые предпочитают девочки.

 

«Строители», «Военные», «Моряки», «Космонавты», «Спасатели», «Пожарные», «Богатыри» - в эти игры активнее играют мальчики. Но большая часть игр, включая перечисленные, объединяются одним сюжетом.

 

В старшем дошкольном возрасте совместное построение  с  детьми  игровой  среды способствует воспитанию  взаимоотношений  детей  обоего пола,  развивает способность слышать и замечать друг друга, интересоваться, симпатизировать и разделять социальные интересы  и  поведение.  Такая  среда  позволяет  мальчикам и девочкам овладевать полоролевыми ценностями, вступать во  взаимоотношения  друг  с  другом   на  основе  интереса к  совместной  игровой  деятельности,  игровым  замыслам, желания  играть  вместе,  а  также  проявлять активность, творчество, инициативность, самостоятельность, свободу выбора в создании игровых ролей, игровых  атрибутов,  в игровом  и  реальном  взаимодействии, реализации сюжета.

 

Сделать игру более интересной, полноценной, педагогу может помочьреализация комплексных программ воспитания («Детство», «Истоки»), программа ДОУ и написание собственных в соответствии с Федеральным Государственным образовательном стандартом (ФГОС). 

 

2 сентября День знаний

 2 сентября  в МБДОУ ЦРР -" Детский сад №167" прошел тематический день, посвященный 1 сентября - Дню Знаний.

Подробнее...

7 марта в МБДОУ ЦРР - "Детский сад №167" прошел праздник Масленица

7 марта дети, родители и педагоги стали участниками проводов Масленицы.

Подробнее...

19 декабря 2018 года на базе МБДОУ ЦРР – «Детский сад №167» прошёл смотр- конкурс на лучшее оформление групп к Новому году.

19 декабря 2018 года на базе МБДОУ ЦРР – «Детский сад №167» прошёл смотр- конкурс на лучшее оформление групп к Новому году.

Подробнее...

30 ноября 2018 года на базе МБДОУ ЦРР – «Детский сад №167» прошёл смотр- конкурс театрализованных уголков «Волшебный мир театра».

30 ноября 2018 года на базе МБДОУ ЦРР – «Детский сад №167» прошёл смотр- конкурс театрализованных уголков «Волшебный мир театра».

Подробнее...

23 мая 2018 года в г.Барнауле прошел XI краевой фестиваль детского фольклорного творчества «Солнцеворот 2018»

Фестиваль проводился по инициативе Министерства образования и науки Алтайского края и краевого профессионального клуба педагогов дошкольного образования «Русь», оргкомитетом являлся коллектив МБДОУ ЦРР – «Детский сад №167».

Подробнее...

15 мая 2018 года в краевой столице прошел финал конкурса «Юный исследователь».

 

Маленькие исследователи из городов и сел Алтайского края вместе с родителями и педагогами встретились на финальном этапе краевого конкурса «Юный исследователь» в детском саду №226. Организатор испытания Министерство образования и науки Алтайского края.

Подробнее...

В МБДОУ ЦРР - "Детский сад №167" прошли мероприятия, посвященные празднованию Дня победы

В рамках подготовки к празднованию 9 мая в МБДОУ ЦРР – «Детский сад №167» 04 мая 2018 года прошел конкурс чтецов «Память за собою позови».

Подробнее...

Воспитанник МБДОУ ЦРР – «Детский сад №167» Наумкин Иван, абсолютный победитель в муниципальном этапе краевого конкурса исследовательских работ детей старшего дошкольного возраста «Юный исследователь»

11 апреля 2018 года на базе МАДОУ «Детский сад 109 «Аленушка» в рамках муниципального    этапа    краевого   конкурса исследовательских работ детей старшего дошкольного возраста «Юный исследователь», целью которого является выявление и поддержка детей, обладающих высоким уровнем интеллектуально-творческих способностей, предпосылками к одаренности, по результатам первого этапа (заочного) 15 конкурсных работ, набравших наибольшее количество баллов, прошел второй этап (очный)  в форме презентации детских исследовательских работ и творческих проектов.

Подробнее...

4 апреля 2018 года. Памятки по безопасности жизнедеятельности в паводковый период

Подробнее...

17 октября 2017 года на базе МБДОУ ЦРР – «Детский сад №167» для педагогов Алтайского края прошла стажёрская практика

Подробнее...

Copyright © 2019 Детский сад №167 Rights Reserved.

Яндекс.Метрика