Наверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Модули Joomla для своего сайта я взял здесь, а шаблон нашел вот тут
!

Веселинка

МБДОУ центр развития ребенка - "Детский сад №167"

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА!

Версия для слабовидящих

Версия для слабовидящих
Внимание
  • Отсутствие права доступа - Файл '/templates/vashveresk/images/0.gif'
1 p1
1 p2
1 p3
1 p4
1p 5

Материалы педагогического совещания

 

Психологические основы игры ребенка дошкольного возраста

 

 Подготовил: педагог-психолог

 

Борисова Т.П.

 

Барнаул,2014

  

Психологические основы игры ребенка дошкольного возраста

 

  1. 1.Упражнение-разминка «Что в нашей жизни игра?»

- Продолжите фразу: «Игра – это…

- Кто больше назовет игр своего детства?

- Чему мы учились в этих играх?

- Во что играют дети сегодня?

- Отличаются ли игры нашего детства от игр, в которые играют дети сегодня?

(обсуждение темы 10 мин)

 

  1. 2.Теоретическая часть

Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Но сейчас в педагогической практике происходят изменения в оценке значения игры для психического развития ребенка. Недостаточное развитие игры в детских сообществах привело к тому, что некоторые современные исследователи высказывают точку зрения, согласно которой игра перестала быть ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, уступив это место познавательным видам деятельности, таким как чтение, конструирование, настольные игры, обсуждение книг и телепередач и т. д.

Возможно, это потому, что в нашу жизнь активно вторглись современные средства массовой коммуникации (телефон, телевидение, компьютер, интернет), изменившие способы получения нами информации и структуру нашего общения. Теперь очень редко образуются дворовые разновозрастные сообщества, через которые в основном и передавались от одного поколения к другому традиционные сюжетно-ролевые игры и игры с правилами, обладающие мощными воспитательными, обучающими и коррекционно- развивающими средствами. Именно в процессе игры у детей развивается мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера, все те психические процессы, которые им необходимы в дальнейшей жизни. Причем развиваются не навязчиво, не насильно, а на интересе самого ребенка к игре.

В XVII веке Я.А. Коменский относил игру, с одной стороны, к числу развлечений, способствующих отдыху и восстановлению сил человека. С другой стороны – игра была включена им в число средств, которые позволяли молодому поколению ярко представлять «серьезные стороны жизни».

Вторая половина ХХ века в России явилась периодом повышенного интереса психолого-педагогической науки к детской игре. Детская игра существенно укрепляет свои позиции не только как самостоятельный и самоценный вид деятельности, но и как средство воспитания, развития, организации и обучения детей.

 

 

  1. 3.Материал для размышления и обсуждения.

 

(Предложить педагогам цитаты для обсуждения в группах)

 – Обсудите и скажите, с чем вы согласны, с чем нет. Объясните почему?

 

 «– Итак, счисление, и геометрию, и все подготовительные науки… следует предлагать детям, но способ преподавания не должен быть насильственным.

– Почему?

– Потому, что ни одну науку свободный человек не должен изучать как раб. Телесные упражнения, выполняемые даже против воли, нисколько не вредят телу, в душе же никакая насильственная наука не остается прочно.

– Правда.

– Поэтому не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен.

Платон. «Государство»   

 

«Каждая добрая целенаправленная игра наращивает «крылья» ребенка, помогает ему, как птице, набрать полную грудь воздуха, без которого полет не состоится».

«Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего поколения».

А. Дистервег.

 

Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. Именно в игре впервые формируется необходимость влияния на окружение, изменить его, когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать, создаются предпосылки игровой деятельности. Самостоятельность человека во время реализации игрового сюжета безгранична. Ребенок в игре может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, много раз повторять одно и то же действие, которое приносит удовлетворение. Все это дает возможность ощутить свою значимость, стать всемогущим, желанным.

Именно в игре развиваются психические качества дошкольника, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития – младшему школьному возрасту. В рамках ведущей деятельности необходимо возникают новые виды занятий, направленные на формирование и перестройку психических процессов.

Ведущая деятельность определяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности. Игра учит, формирует, изменяет, воспитывает.

Это позволяет сделать следующий вывод: игровая деятельность является ядром в психическом развитии дошкольника.

Результаты игры разнообразны: более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в процессе игры дружеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей. В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля. Важнейшим результатом игры является глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим процессом игры, в наибольшей мере отвечающей их потребностям и возможностям действенного познания окружающего мира и активного общения с людьми.

В работе с дошкольниками нами в основном используются игры с правилами, подвижные и дидактические.  В ходе этих игр, дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свои действия и своё поведение.

В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, а также обобщает и закрепляет их. Задачи дидактических игр - разнообразны. Они могут быть связаны с развитием речи, закреплением элементарных математических представлений. Содержанием дидактических игр является также окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

В рамках задач речевого, интеллектуального развития дошкольников используются словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова, возбуждают умственную активность. Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение контролировать свои чувства и желания, подчиняться правилам.

Подвижные игры оказывают, прежде всего, физическое воздействие: они требуют, выполнения организмом ребенка ряда физиологически важных движений, и таким образом, в значительной степени способствуют правильному росту и развитию. Эти игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. В них развиваются ловкость, быстрота, сила и выносливость. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей.

Игра — естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество — важнейшие факторы не только интеллектуального, но и физического развития ребенка, его оздоровления.

Достаточное насыщение жизнедеятельности детей играми содействует их всестороннему развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера, функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и, тем самым, профилактике заболеваний.

Необходимо отметить значимость пальчиковых игр в развитии мелкой моторики дошкольников. Пальчиковая гимнастика является одним из продуктивных средств развития ребенка. Развитость мелкой моторики - основной показатель готовности ребёнка к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом; руки, голова и язык связаны одной ниточкой, и любые отставания в этой цепи приводят к отставанию в развитии ребенка. Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Ещё одной важной целью пальчиковых игр является следующее: эти нехитрые упражнения позволяют скоординировать работу правого и левого полушария головного мозга – таким образом, они взаимодействуют синхронно и слаженно. Эти игры образовывают своеобразный «мост» между полушариями, тем самым развивая и воображение ребенка (за которое отвечает правое полушарие), и его речевое развитие (работа левого полушария). Если этот «мост» сформирован, то и нервные импульсы возникают чаще, мыслительные процессы активизируются, развивается внимание малыша, его способности. Именно в таких играх малыши обогащают свой опыт различными сенсорными впечатлениями, развивается внимание, воспитывается усидчивость, умение сосредоточиться. Пальчиковые игры позволяют подготовить ребенка к счету, осознать различные понятия (ниже, выше, вверху, внизу, справа, слева и др.). В пальчиковых играх, где происходит тактильный контакт с другими детьми или взрослым, у детей формируется чувство уверенности в себе, что важно для развития адекватной самооценки.

Опираясь на целевое назначение игр, можно подобрать различные группы игр, направленные на развитие и коррекцию личностной, познавательной, физической и эмоционально-волевой сфер.

С целью развития восприятия, использовались следующие игры: «Узнай предмет», где ребенок определяет вещи на ощупь (пуговицы разной величины, катушки, шарики, ручки и т.д.) в полотняном мешочке; «Сделай так», где дошкольник конструировал или рисовал, опираясь на образец; «Собери капельки в стакан», где ребенок в соответствии с заданным цветом, выбирает определенные капельки (бумажный шаблон) и складывает их в стакан. Игры, направленные на развитие внимания:«Хлопай – топай», где ориентируясь на движения взрослого, ребенок совершает хлопок или топает; «Будь внимателен», где дети выполняют гимнастическое упражнение по словесной команде педагога. Такие игры, как «Что лишнее и почему?», «Из чего сделана посуда?», «Запоминай порядок» и др. направлены на развитие мышления. Часть игр, направленных на формирование самооценки, имеют подвижный характер и рассчитаны на коллективное выполнение, другие - предполагают оценивание ребенком себя в различные временные отрезки или в сравнении с другими детьми: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Оцени поступок», «Я разный» и т.д. На формирование самоконтроля и произвольности направлены игры, содержащие достаточно сложные задания, выполнение которых требует соблюдения многочисленных правил: «Лодочка», «Повтори узор», «Закрась правильно», «Красный, синий, зеленый», «Браслет», «Секретик» и т.д.  Воспитатель не только вводит детей в ту или иную игру, но и участвует в ней сам, организуя процесс так, чтобы использовать его для достижения большего числа разнообразных целей, направленных на развитие психических процессов и способностей детей. Сама игра может выполнять побудительную и смысловую функцию, т. е. задавать цель той или иной деятельности. Например, дети  в занятийной деятельности легко овладевают сложной математической и начертательной символикой ради того, чтобы потом «прочесть» найденный план-схему и по ней отыскать клад или заблудившегося путешественника. Или для того, чтобы ребенок овладел понятием меры и действием измерения, а также мог самостоятельно ими пользоваться в различных ситуациях, сначала его следует  поставить перед необходимостью что-то реально измерить, взвесить, отрезать и т.д. С этой целью педагоги организуют игры детей в «магазин», «лабораторию» и т.д., и тогда сам сюжет побуждает дошкольников усваивать  необходимые знания

Эффективное развитие ребенка в игре объясняется тем, что игра создает определенный эмоциональный фон, который обеспечивает успешность усвоения материала, влияет на интеллектуальную активность ребенка, делает ребенка свободным, раскрепощенным в поисках оригинальных, творческих решений. Возникает вопрос, за счет чего повышается эффективность развития в ситуациях включения игровых элементов? Игра – это эмоциональная деятельность. Именно за счет эмоциональности идет повышение эффективности. Эмоции, вызванные интересом и удивлением, имеют большое значение для развития познавательных процессов. Интерес – положительная эмоция, которая мотивирует ребенка, способствует творческой деятельности, положительно влияет на внимание, увлеченность и любознательность. Удивление способствует освобождению от предыдущей эмоции и направляет на объект, вызвавший удивление, познавательные процессы.

В то же время яснее проступает значимость игры в развитии самопознания, самосознания ребенка. Происходит переоценка ценностей в значении игры в познавательных аспектах. Акценты переносятся на развитие не только воображения в игре, но и на выработку через игру внутренней позиции ребенка при решении любых интеллектуальных задач. Это развитие децентрации  в мышлении. Эта сторона развития ребенка в игровой деятельности сближает практику обучения и игры.

«– Итак, счисление, и геометрию, и все подготовительные науки… следует предлагать детям, но способ преподавания не должен быть насильственным.

– Почему?

– Потому, что ни одну науку свободный человек не должен изучать как раб. Телесные упражнения, выполняемые даже против воли, нисколько не вредят телу, в душе же никакая насильственная наука не остается прочно.

– Правда.

– Поэтому не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен.

Платон. «Государство»   

«Каждая добрая целенаправленная игра наращивает «крылья» ребенка, помогает ему, как птице, набрать полную грудь воздуха, без которого полет не состоится».

«Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего поколения».

А. Дистервег

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24 сентября в МБДОУ ЦРР – «Детский сад №167» прошел конкурс чтецов, посвященный Дню дошкольного работника

24 сентября в МБДОУ ЦРР – «Детский сад №167» прошел конкурс чтецов, посвященный Дню дошкольного работника, в котором приняли участие воспитанники средних, старших и подготовительных групп

Подробнее...

20 сентября "Осенние посиделки"

20 сентября в МБДОУ ЦРР - "Детский сад №167"

Подробнее...

2 сентября День знаний

 2 сентября  в МБДОУ ЦРР -" Детский сад №167" прошел тематический день, посвященный 1 сентября - Дню Знаний.

Подробнее...

7 марта в МБДОУ ЦРР - "Детский сад №167" прошел праздник Масленица

7 марта дети, родители и педагоги стали участниками проводов Масленицы.

Подробнее...

19 декабря 2018 года на базе МБДОУ ЦРР – «Детский сад №167» прошёл смотр- конкурс на лучшее оформление групп к Новому году.

19 декабря 2018 года на базе МБДОУ ЦРР – «Детский сад №167» прошёл смотр- конкурс на лучшее оформление групп к Новому году.

Подробнее...

30 ноября 2018 года на базе МБДОУ ЦРР – «Детский сад №167» прошёл смотр- конкурс театрализованных уголков «Волшебный мир театра».

30 ноября 2018 года на базе МБДОУ ЦРР – «Детский сад №167» прошёл смотр- конкурс театрализованных уголков «Волшебный мир театра».

Подробнее...

23 мая 2018 года в г.Барнауле прошел XI краевой фестиваль детского фольклорного творчества «Солнцеворот 2018»

Фестиваль проводился по инициативе Министерства образования и науки Алтайского края и краевого профессионального клуба педагогов дошкольного образования «Русь», оргкомитетом являлся коллектив МБДОУ ЦРР – «Детский сад №167».

Подробнее...

15 мая 2018 года в краевой столице прошел финал конкурса «Юный исследователь».

 

Маленькие исследователи из городов и сел Алтайского края вместе с родителями и педагогами встретились на финальном этапе краевого конкурса «Юный исследователь» в детском саду №226. Организатор испытания Министерство образования и науки Алтайского края.

Подробнее...

В МБДОУ ЦРР - "Детский сад №167" прошли мероприятия, посвященные празднованию Дня победы

В рамках подготовки к празднованию 9 мая в МБДОУ ЦРР – «Детский сад №167» 04 мая 2018 года прошел конкурс чтецов «Память за собою позови».

Подробнее...

Воспитанник МБДОУ ЦРР – «Детский сад №167» Наумкин Иван, абсолютный победитель в муниципальном этапе краевого конкурса исследовательских работ детей старшего дошкольного возраста «Юный исследователь»

11 апреля 2018 года на базе МАДОУ «Детский сад 109 «Аленушка» в рамках муниципального    этапа    краевого   конкурса исследовательских работ детей старшего дошкольного возраста «Юный исследователь», целью которого является выявление и поддержка детей, обладающих высоким уровнем интеллектуально-творческих способностей, предпосылками к одаренности, по результатам первого этапа (заочного) 15 конкурсных работ, набравших наибольшее количество баллов, прошел второй этап (очный)  в форме презентации детских исследовательских работ и творческих проектов.

Подробнее...

Copyright © 2019 Детский сад №167 Rights Reserved.

Яндекс.Метрика